на главную

"Ноев ковчег" № 03(61)апрель 2003 г.

Самвел Григорян, Москва

"Наш Фрид"

Выдающийся современный скульптор, обогативший искусство СССР, России, Армении и Украины множеством первоклассных произведений - от малых форм и до монументальных композиций, установленных во многих городах СССР и постсоветских республик. Общее число его работ превышает несколько сотен. Творчество Ф.М. Согояна оценено присвоением ему званий заслуженного художника Армянской ССР, заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, присуждением Ленинской премии за монументальное произведение «Герои форсирования Днепра» (1977-1982 годы, бронза), созданное для мемориального комплекса «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в Киеве.

Фридрих Согоян родился в Армении в 1936 году, окончил Ереванский художественно-театральный институт в 1961 г., работал в Армении. В 1970 г. знаменитым советским скульптором Е.В. Вучетичем он был приглашен в Москву для совместной работы над упомянутым выше мемориальным комплексом, которая и была успешно выполнена. Творческое сотрудничество этих двух замечательных художников продолжалось вплоть до кончины Е.В. Вучетича, и далее их художническую миссию достойно продолжил Фрид Согоян один - мастер со своей творческой манерой, узнаваемым почерком, своим «прочтением» натуры, своим умением воплощения высших и вечных идей о человеческом и человеке в прекрасные и многообразные скульптурные творения. Фриду Согояну принадлежит большая галерея скульптурных портретов - работы этого жанра составляют значительную часть его творчества. Его работы неоднократно и с неизменным успехом экспонировались на Всесоюзных и республиканских выставках, они хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в музеях Москвы, Вашингтона, Еревана, Киева, Самарканда. Портретные работы мастера демонстрируют его удивительную способность проникнуть в духовный мир человека и отобразить его в портрете. Это достигается особыми, характерными для Согояна, пластическими приемами, выбором материала, организацией скульптурного объема и формированием скупых деталей и фактуры поверхности скульптуры. Галерея портретов, созданных Согояном, охватывает широкий спектр людей интеллектуального и физического труда - ученых, государственных деятелей, врачей, людей, близких художнику по духу и жизненным устоям. В этой галерее - портреты ректора Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего, премьер-министра СССР Н.И. Рыжкова, сенатора США Роберта Доула, ректора Чувашского университета профессора Л.П. Куракова, рабочего из Артика, старого киевлянина, генерала К.А. Кузнецова - одного из группы Соловецких юнг, вписавших славную страницу в историю Великой Отечественной войны, блистательной актрисы Э.А. Быстрицкой, знаменитого советского футболиста и тренера Никиты . Симоняна и многих, многих других замечательных людей современности.

Весьма значительное по разнообразию тематики и идейному содержанию в творчестве художника занимают памятники и монументальные произведения. Бесспорно, вершиной в этом ряду его работ является многофигурная композиция «Герои форсирования Днепра», в которой героическая динамика воинского порыва множества объединенных благородной и жизнеутверждающей целью людей зафиксировала существо события, в который раз повтор ившего истинно че ловеческое и в то же время божественное деяние, существо которого выражают слова христианского вероучения: смертию смерть поправ... Идейно примыкает к этому творению одна работа мастера последнего времени - монументальная композиция, памятник воинам-танкистам, одолевшим бронированную фашистскую армаду на печальном и героическом поле под Прохоровкой, совершившим этим важнейший перелом в ходе Великой Отечественной войны Советского Народа против гитлеровской Германии. Эта композиция - своеобразная пиета, воплощенная в образах исполнителей наиболее трудной и всегда героической мужской работы - ратной работы, была установлена на Прохоровском танковом ристалище при высшем участии современной Российской государственности и введена в строй важнейших национальных символов Советского Союза и России. Мне посчастливилось быть свидетелем процесса создания этого скорбного и великого шедевра, и я благодарен судьбе за это ... и еще за то щемящее и не выразимое словами чувство тихой радости и гордости за то, что это сделал мой брат по крови, по национальной судьбе - наш великий Фридрих Согоян!

Монументы Фрида поистине многообразны и различны по масштабу и тематике.

Среди них - установленный в Архангельске скорбный памятник Соловецким юнгам, в скупых, но очень выразительных формах передающий трагическую историю воинского служения юнг - детей на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны, ценой своих жизней защищавших корабли конвоев, доставлявших в СССР материальную и военную помощь от союзников. Военно-патриотической тематике посвящены и монументальные композиции «Солдаты», «Матросы», «Скорбь», «Последний шаг», запечатлевшие героическую и трагическую правду подвига, совершенного советским народом в жестокой битве с фашизмом. Среди них - трепетная и п чальная фигура юной женщины в центре монументальной композиции - памятника жертвам политических репрессий, построенного на кладбище у Донского монастыря в Москве. Среди них - памятник, олицетворяющий многовековое и животворное единение русского и армянского народов, установленный в сквере перед церковью Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве в связи с 850-летием столицы России.

В этой работе две прекрасные юные нежные женские фигуры - славянки и армянки - держат большой крест, вся композиция удивительно слитна. Она очень выразительно олицетворяет единение двух родственных христианских народов и зовет к его сохранению в веках. В этом же ряду произведений, отображающих духовное и нравственное начала в творчестве художника, - его работы «Богоматерь с ликом Спасителя в руках» (установлена в Москве), памятник Нестору-летописцу в Киеве - дар скульптора городу в связи с тысячелетием принятия христианства на Руси, памятники Тарасу Шевченко, Махатме Ганди и многие другие его монументальные работы, установленные в Армении, Нагорном Карабахе, в Самарканде, в Каховке, Москве, Архангельске, Киеве, в Тульской, Волгоградской, Харьковской областях. Особо следует отметить два памятника Н.И. Рыжкову, установленные в городе Спитак и в городе Гюмри (Ленинакане) в Армении в связи с 10-летием спитакского землетрясения и в знак благодарности армянского народа за огромную организационную работу, совершенную премьер-министром СССР по спасению людей и ликвидации разрушительных последствий этого опустошительного землетрясения.

Также особой оценки заслуживает монументальное произведение Фрида Согояна «Мать-Земля» (Армения), установленное в центре Вашингтона на лужайке перед Белым домом, - дар художника американскому народу в знак благодарности за помощь пострадавшим от спитакского землетрясения. Эта скупая в деталях, весьма экспрессивная композиция в виде молодой женщины, в острой тревоге прижимающей к груди младенца, поразительно сильно выражает существо важнейшей задачи человечества - требование защиты самой жизни на Земле!

Из последйих достижений мастера следует отметить монументальную, очень выразительную фигуру Геолога-первооткрывателя, установленную перед новым зданием геолого-минералогической академии в Москве, не менее впечатляющую фигуру строителя Москвь и Московской области, установленную на центральной площади города Долгопрудный Московской области. И еще надо отметить замечательный памятник выдающемуся деятелю отечественной геологической и нефтегазовой промышленности В.И. Муравленко, установленный в городе Муравленко Ямало-Ненецкого округа Тюменской области России.

Наконец, нельзя не отметить еще один монумент человеческой духовности -«Памятник оставленным могилам», недавно открытый на Армянском кладбище в Москве. Эта композиция, не имеющая аналогов в мире, представляет собой обобщенный памятник ушедшим из жизни неисчислимым близким ныне живущих людей, реальные памятники и могилы которых недоступны им для посещения или разрушены в безумном ходе истории рода людского. И этот монумент сразу же после его открытия стал выполнять свою духовную функцию - он постоянно в цветах, с горящими свечами, к его подножию приносят землю из родных пределов, к нему образовалась незарастающая народная тропа...

И отдельно надо сказать об очень существенной особенности творчества мастера. Это - пронизывающее весь его духовный и эмоцио-налыный мир преклонение перед женским началом, этим поистине самым важным, фундаментальным компонентом того очень сложно организованного, совершенного и противоречивого феномена природы, который называется человечеством. Несомненно, это начало в мироощущении Фрида Согояна играло и играет важнейшую роль, приводя к совершенству и высшей выразительности всех его творений.


Георгий МЕЛИКЯНЦ

"Скульптура определяет стиль эпохи"

Недавно в подмосковном городе Долгопрудном появилась новая площадь — Строителей. А на ней в обрамлении берез и цветов — почти пятиметровый монумент "Мастеру-строителю ". Так было отмечено 45-летие крупнейшего в России камнеобрабатывающего комбината, вокруг которого вырос и развился сам город. Авторы памятника — известный скульптор, лауреат Ленинской премии Фрид СОЮЯН и его сын Ваге Согоян.

Мастерская Фрида в Москве - в Успенском переулке, в двух шагах от Театра Ленком. Двор перед мастерской, как и просторный зал в доме, заставлены гипсовыми "дублями" его многочисленных работ, установленных в Москве, Ереване, Вашингтоне, Архангельске, Киеве, в легендарной Прохоровке. Он редко бывает один: то без умолку тараторит, подбирая краски для своих фантастических акварелей, семилетний внук Миран, то заглянет кто-то из соловецких юнг - оставшихся в живых моряков уникального отряда, в котором в войну воевали с фашистами 13 - 15-летние мальчишки. Когда я пришел, у него сидел ректор Самаркандского института иностранных языков академик Юсуф Аб-дуллаев.

-Чем вам интересен Согоян? - Он вылепил барельефы великих поэтов и ученых Востока на фронтоне Музея Афрасиаба в Самарканде. - Это одна из моих ранних работ, -пояснил Согоян. - Я люблю украшать здания. Барельефы в Москве на Доме актера - тоже мои. В детстве я наблюдал за каменотесами - тогда в моем городе Гюмри (как теперь снова называют Ленинакан) много строили, а дома облицовывали плитами из туфа. Мне нравилось смотреть, как этот мягкий камень приобретал под резцом формы и орнамент. Работе с туфом тогда учили, как в древние времена: мастер - ученика. Я частенько убегал с уроков на строительную площадку. А как раз в год окончания школы в Ереванском театрально-художественном институте открыли специальность "Скульптура" Естественно, я подался туда. Ежегодно устраивались выставки, на которых каждый мог показать себя. Уже когда я окончил институт и снял небольшую комнату (а скульптору как воздух нужна мастерская, где бы он мог месить глину, обрабатывать камень, наконец, просто хранить свои произведения), я старался не пропускать ни одной выставки: городской, республиканской...

И пришло время выставки всесоюзной. Приехали мастера из Москвы, и среди них - знаменитый Вучетич. Он ходил между скульптурами и, отбирая экспонаты, показывал пальцем: эта, эта, эта... Когда стали подводить итоги, оказалось, что все отобранные им работы принадлежат одному человеку: Согояну. Скульптуры увезли в Москву, а Согоян остался в Ереване: болела жена, сыновья были очень маленькими...

В начале 70-х началась подготовка мемориала в Киеве, посвященного Победе. Созданием проекта предполагавшегося огромного комплекса руководил Вучетич. Он вспомнил о Согояне и пригласил участвовать. Множество молодых людей получили задания - разработать отдельные части будущего комплекса. Согояну достался эпизод форсирования Днепра. За эту композицию ему присудили Ленинскую премию.

- Тема прошедшей войны для вас одна из главных? - Нет современного скульптора, который бы обошел эту великую тему. Наш художественный материал - камень и металл. То, что стоит веками. Сам Бог велел запечатлевать с их помощью крупнейшие события, величайших людей. У каждого из нас есть произведения, которые выделяешь сам среди своих работ. Я лично очень люблю, кроме памятника соловецким юнгам, поставленного в Архангельске, памятник танкистам, прошлым летом открытый на поле у деревни Прохоровка

- Батальный жанр вам особенно интересен? - Нет, мой главный интерес в искусстве - человек. Даже самая большая скульптурная группа состоит из отдельных людей. Каждый - со своим характером, своим местом в истории. Потому подавляющее число моих работ - портреты. Мне всегда казалось самым важным - выявить в человеке его отличия. Неслучайно среди моих персонажей немало известных людей: всегда интересно увидеть, что отличает или, напротив, роднит этого дорогого тебе человека с другими. Это необыкновенно любопытно прежде всего для самого себя: вот с какими людьми я прожил жизнь, был знаком, ел хлеб и пил вино.

- Я считаю классикой ваш "Портрет отца''. - Он был почтальоном, получил высшее образование, стал начальником узла связи. Мама была учительницей, но перепробовала много профессий: рьяная коммунистка, она работала там, как тогда говорили, куда посылала партия. Была даже директором первого в Армении кукольного театра.

- В мастерской у вас словно собрались для беседы очень разные люди: увековеченные в камне и бронзе, они живут такими, какими были тогда, позируя вам. Сила скульптуры - в "остановись, мгновенье!''. Выдающийся невропатолог академик Левой Бада-лян, первооткрыватель сибирской нефти Виктор Муравленко, здравствующие ныне Элина Быстрицкая, известный футболист Никита Симонян... - Из всех видов творчества только изобразительное искусство способно передать чувство в "остановленных" образах. Когда музыка, танец, театр еще были весьма условны, скульптура уже достигла высочайшего расцвета. Причем, когда музыка и даже театр относительно долго оставались, что называется, не для всех, скульптура служила всему народу. Играла объединяющую роль в создании больших общностей. Неслучайно целые исторические эпохи названы по господствовавшим тогда скульптурным и архитектурным стилям: коринфский, ионический... И неслучайно сегодня мы определяем уровень культуры страны, лицо города по тому, как они "смотрятся''.

- Широко известен ваш памятник жертвам армянского землетрясения 1988 года, который поставлен в Вашингтоне перед Белым домом. Но большинство ваших последних работ принадлежит Москве. Например, архитектурно-скульптурный комплекс "Оставленным могилам'', памятник жертвам "ленинградского дела'', грандиозный монумент "Геологам - первооткрывателям''. Недавно Городская дума приняла решение о создании памятника соловецким юнгам на площади Соловецких Юнг в Москве и поручила эту работу вам (не просто перенести уже имеющуюся скульптуру из Архангельска, а представить новую, увиденную теперь уже из третьего тысячелетия). - Я благодарен Думе за то, что важнейшим подвигом подростков и детей в годы Великой Отечественной войны справедливо признан подвиг соловецких юнг. Их было более двух тысяч, свыше половины погибли. Я с трепетом приступаю к этой работе.

- А каково ваше мнение о "скульптурной Москве"? - Стало общим местом говорить: Москва - красивый город. Я не подам руки тому, кто станет это отрицать. Но и в Москве, как, впрочем, во многих замечательных городах мира, скульптурный облик требует серьезных корректив. У нас, по сравнению даже с небольшими городами Гол-ландии или Германии, явно маловато памятников, скульптурных композиций, просто красивых форм, объемов, которые хорошо "ложатся" на архитектуру и ландшафт. Но вообще-то критиковать скульптуру Москвы - нелегкое дело. Каждый автор работал так, чтобы сохранить свою школу и свой почерк. А если что-то кому-то кажется неудачным, в таких случаях время - лучший судья. Самое главное - открытие памятника всегда праздник.

- Еще один тонкий вопрос. Приходилось слышать, что по причине нынешней своей бедности скульпторы все чаще предпочитают работать на кладбищах. - Говорить о предпочтении несправедливо. Конечно, скульптору в наше время живется нелегко. Материал, которым он пользуется, стоит больших денег в отличие от карандаша графика и даже дорогих красок живописца. Но многие надгробные изваяния вполне достойны стоять в музеях. Все зависит от художника, его нравственности, таланта и совести.

- А какая идея не дает вам уснуть сегодня? - Идей и планов много. Одна из них - композиция "Третьему тысячелетию'.' Мать в одной руке держит ребенка, в другой, протянутой вдаль, - шар. Материнство, детство и спокойный полет земного шара во Вселенной - таким я вижу третье тысячелетие. Где поставить эту композицию и на какие средства - вот в чем вопрос...


"Таможня" № 14(16) 2000 г.

Ольга Афанасьева "ВОЗВЫШЕННОЕ И ЗЕМНОЕ"

Совсем скоро в Москве на улице Миклухо-Маклая перед зданием Московской государственной геологоразведочной академии будет установлена 6-метровая гранитная скульптура - памятник геологам-первооткрывателям. Сейчас работа над произведением близится к завершению. А его автор - заслуженный художник Армении ФРИДРИХ СОГОЯН - уже думает над новым проектом. Это будет посвящение человеку, который выполняет свой нелегкий долг на границе, - обычному росссийскому таможеннику.

- Мне очень интересны эти люди, - говорит скульптор. - Те, кто изо дня в день делает свое нелегкое дело - защищает экономическую и нравственную безопасность государства. Таможенников принято ругать. А я считаю, что они достойны огромного уважения, а труд их благороден. Ведь что могло бы произойти в мире, в том числе и в России, если бы не было таможни?! Некачественная еда, оружие, наркотики валом повалили бы в страну. А все ценное беспрепятственно бы вывозилось. Нет, таможня должна быть сильной, ее законы - гуманными и разумными, а работа таможенников - достойно оплачиваться государством.

Так уж складывалась творческая жизнь Фридриха Согояна, что судьба «забрасывала» его в разные края, и многие произведения мастера оказались востребованы не только дома, но и в других странах. Он неоднократно «сопровождал» свои монументальные произведения через границу. - Но первая моя встреча с таможней состоялась в далеких 70-х, - вспоминает скульптор. - Тогда в составе творческой группы советских художников мы посетили Кубу. Нас предупредили, что на Острове Свободы очень плохо с едой. Наши ребята взяли с собой водку, коньяк, мне же поручили провоз закуски - восьми батонов сухой колбасы. Кстати, нашу таможню мы прошли без проблем. А вот когда прилетели на Кубу, увидели, что все съестное на границе нещадно отбирают. Мою колбасу тоже сразу же забрали. Я не выдержал, устроил скандал и силой отобрал у таможенника «закуску» назад. Он опять за свое. Я тоже. Так мы с ним боролись, а все стояли и смотрели. Думаю, со стороны смешно было. Тогда я поделил батоны пополам, половину отдал ему и зло сказал: «А это не отдам ни за что». Не знаю, понял ли он, но штамп поставил. Я чувствовал себя героем, так как видел, что отстоять что-либо съестное на кубинской границе кроме меня не удалось никому.

...Фридрих Согоян родился и вырос в древнем армянском городе Помри. Здесь будущий мастер открыл в себе ощущение объема и пространства, чувство пластики. Родной город наделил его и особым характером, в котором переплелись сдержанность, упорство, обаяние, удивительная философская неспешность в суждениях, тончайший юмор.

Уже в первых работах скульптора, посвященных родной земле и землякам, проявилось стремление обобщить художественный образ, подчеркнуть в нем самое главное, что свойственно и традициям армянских зодчих, резчиков по камню, и антично-ренессансной скульптуре, и даже архаической - египетской. Все это стало возможным не только благодаря удивительному таланту мастера, но и глубоким его знаниям классического и современного мирового искусства. Монументальные произведения, созданные скульптором в 60-80-х годах, уже стали достопримечательностями Армении, Нагорного Карабаха, Самарканда, Каховки, Архангельска, Москвы, Киева и многих других городов и поселков бывшего Советского Союза. Согоян - заслуженный деятель искусств Украины. Особенно широкое признание и славу принесла ему работа «Форсирование Днепра», удостоенная в 1984 году Ленинской премии. Эта центральная композиция мемориального комплекса «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» стала одним из самых совершенных и эмоционально насыщенных монументов, созданных в память о великой Победе над фашизмом.

На Украине находится несколько монументальных про-1 изведений скульптора.

- Я очень много работал для Армении, России и Украины, -рассказывает мастер. - Поэтому везде чувствовал себя дома. Но вот появились границы, и было странное ощущение, когда я впервые ехал в Киев после этих перемен. Кстати, направлялся на свою персональную выставку, сопровождал работы, которые мы везли на грузовике. На таможенном переезде очередь в несколько километров. Я сначала просто отчаялся, потом взял папку с документами и пошел пешком к началу очереди. Подошел к таможеннику, объяснил ситуацию, ни на что, правда, не надеясь. И вдруг я встретил такое понимание! Меня посадили в автомобиль, проехали к нашему грузовику, сопроводили его до самого перехода и... пожелали творческих удач и счастливого пути. «Как, вы даже не будете досматривать ?» - удивился я. «Еще не хватало!» - ответили они и сказали мне много теплых слов.

Все произведения Согояна органично вписываются в природную и архитектурно-пространственную среду. Художник передает камню, бронзе, гипсу теплоту своих рук, чистоту души, одухотворяет свои творения, наполняет их пульсирующим ритмом жизни. Высокая гражданственность была и остается принципом, во многом определяющим характер его произведений. Монументальная композиция, посвященная легендарному сражению у села Прохоровка, «Солдаты», «Соловецкие юнги», «Матросы» и другие наполнены раздумьями о пережитом и тревогой за будущие поколения.

Кстати, на открытии памятника «Павшим над Прохоровском поле» в мае этого года присутствовали сразу три президента - России, Белоруссии и Украины. Но Фрид, как зовут его близкие, еще и истинно лирический художник. Нежностью проникнуты его работы «Материнство», «Семья», «Неделимый Крест». Последняя композиция посвящена единству российского и армянского народов и установлена в Москве у Никитских ворот.

А в центре Вашингтона стоит другая композиция мастера - «Мать-Земля» (Армения). Это дар скульптора американскому народу в знак благодарности за помощь пострадавшим от землетрясения 1988 года в Армении. Более тридцати его родственников погибли тогда в Ленинакане...

Признанием таланта автора, его мастерства и гражданственности стал прием в честь скульптора, устроенный президентом США Бушем в Овальном зале Белого дома.

Кстати, 3,5-метровую скульптуру перевозили до места самолетом ВВС США. В Америке она была на несколько дней задержана таможней. Ждали окончательной оценки ее стоимости экспертами. Те оценили подарок в полмиллиона долларов, документально это подтвердили. И тогда американская таможня дала добро. Оба сына Согояна - Микаэль и Ваги - также стали скульторами. Над последними произведениями Фридрих и Ваги работают уже вместе.

- Однажды я вывозил свои работы после очередной выставки из Украины, - продолжает Фрид Согоян. - До российской границы мои работы довез украинский водитель. А дальше их планировалось перегрузить на другую машину. Все это было проделано, но вместе с работами на грузовике уехали мои вещи и деньги. Таможенники вникли в мое положение. И вообще они очень ко мне расположились. (Не скрою, была причина: пока я ждал грузовик, помог им выклеить макет поста.) Мне помогли купить самый дешевый билет на поезд, но вот посадили в вагон-СВ, что-то шепнув во время стоянки начальнице поезда. Всю дорогу я чувствовал к себе повышенное внимание. То и дело угощали всякими деликатесами и так далее, а перед прибытием в Москву начальница поезда принесла Книгу отзывов. Я, конечно, написал благодарность. Она сразу же стала смотреть подпись и должность. И когда увидела - «скульптор», возмущенно ушла и даже не попрощалась. Я потом долго думал: что же ребята с таможни ей про меня нашептали?

И все же, каким он будет -будущий памятник безымянному таможеннику? Об этом скульптор пока молчит. Образ только начинает жить в воображении Мастера. Его способность видеть возвышенное и земное, сплетя их воедино, неоспорима. А значит, нам надо просто подождать.